Главная
 
Военная техникаСуббота, 18.05.2024, 15:07



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Категории раздела
Новости [1]
Бронетехника [5]
Авиатехника [5]
Флот [5]
Спецтехника [3]

Наш опрос
Военную технику какой страны вы считаете самой лучшей?
Всего ответов: 7

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2009 » Октябрь » 22 » «ТАЧАНКИ» РОССИЙСКОЙ ПЕХОТЫ
01:19
«ТАЧАНКИ» РОССИЙСКОЙ ПЕХОТЫ
Существенное влияние на характер боевых действий соединений и воинских частей регулярных армий в локальных войнах и вооружённых конфликтах против военных формирований неприятеля, ведущих вооружённую борьбу «партизанскими» методами, оказывают условия «расширенного поля боя». Под этим подразумевается отсутствие чётко обозначенной линии боевого соприкосновения, районов боевых действий и тыловой зоны. В этих условиях воинским частям и подразделениям приходится выполнять боевые и специальные задачи, как правило, самостоятельно в различных районах, сравнительно далеко удалённых от тыловых баз (баз снабжения), что обуславливает большую протяжённость и уязвимость коммуникаций, пунктов управления и объектов тыла. 1 современная "тачанка" нашей пехоты В таких условиях противник стремится избегать прямых боестолкновений с боевыми частями и подразделениями, а наибольшую активность проявляет путём систематических нападений на колонны на коммуникациях, налётов на объекты тыла, пункты управления и т.д. Наибольшую опасность представляют действия противника на коммуникациях, имеющие целью срыв снабжения необходимыми материально-техническими средствами (боеприпасы, ГСМ, продовольствие и т.п.) частей и подразделений, выполняющих боевые и специальные задачи в удалённых районах или просто базирующихся там. Наряду с этим, противник такими действиями пытается в максимально возможной степени изолировать районы проведения боевых и специальных операций от притока резервов и психологически измотать личный состав войск. 2 установка ЗУ-23-2 на шасси "Урала" Здесь можно привести отрывок из инструкции по ведению боевых действий, составленной наиболее опасным полевым командиром Э. Хаттабом (уничтожен в результате спецоперации в 2002 г.) в 2001 г.: «... Сегодня мы должны наносить мощные удары, стараясь избежать больших потерь среди своих. Вопрос продвижения больших колонн самый болезненный для русских. Они гоняют повсюду пехоту, стараясь обнаружить места засад, стараются обезопасить свои колонны и избежать нервного напряжения среди своих солдат (особенно среди ОМОНовцев) на марше ...». 3 на месте стрелка - автор статьи В последние годы бандиты стараются устанавливать почти все фугасы не в полотне дороги, а в стороне от неё - в кучах мусора, на деревьях, столбах и т.п., с целью нанесения максимальных потерь личному составу, находящемуся сверху, на броне боевых машин. Чаще всего применяются - фугасы, управляемые по радио. После подрывов фугасов бандиты, особенно если колонна небольшая, в течение 5-15 мин производят интенсивный обстрел машин из всех видов оружия. В последующем, по возможности, захватывают оружие, документы, пленных и быстро исчезают в густых зарослях горно-лесистой местности. 4 боевой расчет "тачанки" Таким образом, опыт локальных войн и вооружённых конфликтов убедительно свидетельствует о том, что обеспечение бесперебойного подвоза материальных средств, т.е. беспрепятственного прохождения автоколонн, является одной из важнейших задач, стоящих перед командирами и штабами всех степеней. В ходе проведения контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе проводка автотранспортных колонн рассматривалась как специфическое боевое действие, требовавшего тщательного обеспечения. В ряде случаев этим занимался Командующий и штаб Объединённой группировки войск (сил). 5 вариант установки с откинутыми бортами и размещением над задней осью Борьба на коммуникациях характеризуется большой напряжённостью, требует привлечения большого числа сил и средств. К примеру, во время войны во Вьетнаме в 1963 - 1973 гг. американцы были вынуждены привлекать для этой цели около 40 - 60 % личного состава боевых соединений и частей. Аналогичное положение имело место при ведении боевых действий Советской армией в Афганистане и российскими войсками в ходе проведения контртеррористической операции в Чеченской Республике. Везде автоколонны были излюбленными объектами нападений боевиков. 6 обычная защита для проводки небольших колонн Советскими войсками в Афганистане и российскими частями в Чеченской Республике накоплен большой опыт обеспечения проводки колонн в различных условиях местности и боевой обстановки. Одним из важнейших условий обеспечения безопасной проводки колонн является надёжное непосредственное охранение. Как правило, построение походного порядка колонны было следующим: походное охранение, отряд обеспечения движения, боковые походные заставы (при необходимости), основная колонна, замыкание колонны, тыльная походная застава. 7 частичная защита установки вертикальными бронелистами В составе основной колонны следуют автомашины с грузом материальных средств, командно-штабные машины (как правило, на бронебазе) для связи с вышестоящим командованием, диспетчерскими пунктами, а также для вызова, в случае необходимости, огня артиллерии и (или) авиационной поддержки. Непосредственную охрану осуществляют мотострелковые отделения на БМП (БТР, МТ-ЛБ), которые следуют в общей колонне через каждые 5-10 машин. Однако, вследствие того, что ежедневно по дорогам передвигаются с различными целями большое количество различных по величине колонн (от 5-10 машин до 50 - 70 машин в одной колонне), боевой бронированной техники (танки, БМП, БТР, МТ-ЛБ) для их сопровождения и охраны не хватает. Ведь эти боевые бронированные машины (ББМ) должны применяться и применяются в первую очередь по своему прямому назначению - участию в боевых и специальных операциях, охране и обороне базовых районов расположения войск, важных военных и государственных объектов, а также несения службы на многочисленных сторожевых заставах, блок-постах и т.п. Весьма негативную роль играет и то, что количество исправных и, тем более, новых ББМ в войсках отнюдь не увеличивается. Главной причиной этого является всё то же «сложное экономическое» положение в стране. 8 "К" - машина "комендачей" Но, как свидетельствует военная история, российское воинство всегда находило выход из любой, самой сложной ситуации. Поэтому для прикрытия колонн и огневой поддержки их охранения, в воинских частях Вооружённых сил, а затем и в некоторых воинских формированиях других войск, входящих в состав Объединённой группировки войск (сил) в Северо-Кавказском регионе, появились (причём в довольно-таки большом количестве) грузовые полноприводные автомобили (в основном на «Урал-4320») с установленными на них ЗУ-23-2, этакие своеобразные «тачанки» конца XX - начала XXI в. Наряду с этим, осенью 2002 г., автору удалось несколько раз увидеть в расположении подразделений МВД РФ хорошо бронированный «Урал-4320» с ЗПУ-14,5-2. Этот опыт не является чем-то совсем новым: вооружать грузовики различными огневыми средствами для усиления самообороны автоколонн начали ещё американцы во Вьетнаме, то же самое делали и советские войска в Афганистане. 9 машина "комендачей" - вид сзади Количество таких машин действительно велико - практически в каждой армейской колонне, следующей по дорогам Чеченской Республики можно увидеть, наряду с БМП, БТР или МТ-ЛБ, одну - две и более машин с ЗУ-23-2. Более того, небольшие колонны (от 5 до 10 машин) часто вообще не имеют в охранении никакой бронетехники, а сопровождаются парой таких «тачанок». В большинстве случаев эти машины на ночь выставляют на временные огневые позиции для усиления системы огня военных комендатур или районов расположения войск (ночных стоянок колонн) от нападений или обстрелов противника. 10 более редкий вид "тачанки" - на шасси "КамАЗа" Опыт боевого применения армейских полноприводных грузовиков с установленными на них 23-мм спаренными зенитными автоматическими пушками, показал, что при относительно малой стоимости изготовления и эксплуатации таких систем оружия, они способны с высокой эффективностью выполнять боевые задачи при действиях на равнине, в горной местности и в населённых пунктах. Участники боёв, как правило, отмечают то, что, наряду с мощным поражающим действием спаренных автоматических пушек, их огонь производил на противника и сильное психологическое воздействие. Это, во многих случаях, вынуждает боевиков в короткие сроки прекращать обстрел колонны и осуществлять отход с места нападения. 11 в качестве защиты установлены крышки люков с БМП-1 Вместе с тем, статистика показывает то, что эти вооружённые автомашины, как правило, несут относительно небольшие потери. Главными причинами этого является высокая боевая выучка расчётов, хорошо налаженное взаимодействие с другими огневыми средствами охранения и то, что члены бандформирований предпочитают наносить поражение огнём гранатомётов и фугасами любым видам бронетехники и командно-штабным машинам - ведь за них значительно больше платят. Монтаж зенитных установок 23-мм автоматических пушек (как правило, со снятием колёсного хода) производится, как правило, силами войсковых ремонтных частей и подразделений по мере необходимости и наличию соответствующей техники и вооружения. Чаще всего ЗУ-23-2 устанавливаются на дизельных «Урал-4320». Это обусловлено прежде всего тем, что по опыту применения грузовых автомобилей в первой и второй чеченской кампаниях именно эти машины показали себя лучше других в своём классе машин: как самые удобные и неприхотливые в эксплуатации, обладающие лучшей проходимостью, наиболее безопасные при подрывах мин и фугасов под передними колёсами и т.д. 12 аналогичная защита, задний борт откинут Немаловажное значение имеет и то, что эти машины обладают достаточно большой массой, а грузовая платформа (проще говоря, кузов) - достаточными размерами для установки на ней зенитной артиллерийской системы и опирается на два ведущих моста автомобиля. Всё это позволяет эффективно вести огонь из пушек под любым углом к продольной оси машины. В 2001 и 2002 гг. автору довелось лично увидеть ЗУ-23-2, установленные на автомашинах ЗИЛ-131 и КамАЗ (полноприводной, армейской версии). По рассказам некоторых очевидцев имели место случаи установки ЗУ-23-2 на автомобилях ГАЗ-66. Сам лично автор во время своих четырех командировок в Чеченскую Республику (1996, 2000, 2001 и 2002 гг.) ни разу таких машин не видел. 13 "тачанка" на шасси КамАЗа Большого распространения установка этой артсистемы на ГАЗ-66 не получила вследствие относительно небольшой массы и малых размеров кузова (грузовой платформы) этого автомобиля, что не позволяет достаточно удобно разместить зенитную артустановку, её ЗИП, запас боеприпасов и личное имущество расчёта орудия. Малая масса и опора грузовой платформы на один задний мост приводит к большой амплитуде колебаний машины, то есть не даёт возможности вести устойчивую стрельбу при ведении огня по наземным целям в стороны бортов. Артсистема в кузове машины устанавливается с таким расчётом, чтобы угол обстрела пушек в задней полусфере был не менее 180 градусов. Но часто, особенно при монтаже ЗУ-23-2, в кузове КамАЗа, угол обстрела бывает, как правило, ещё большим. Порядок размещения и компоновка на грузовых платформах машин хорошо виден на представленных фотографиях. В передней части кузова, примерно на 1/3 его длины находится открытый сзади фургон. Снаружи он обтянут одной- двумя слоями брезента (тента). С внутренней стороны, с трёх сторон стены обшиты толстыми досками (иногда жердями). 13 автор статьи в роли наводчика Во время своей последней командировки в Чечню, осенью 2002 г., автор обратил внимание на то, что на большинстве таких машин борта фургона с внутренней части прикрыты толстыми стальными листами. Более того, в настоящее время сами артустановки с передней части и спинки сидений наводчиков орудия также прикрыты толстыми стальными листами. Иногда, при отсутствии стальных листов, артустановка спереди и спинки сидений наводчиков прикрываются бронежилетами. Ими же практически всегда прикрываются боковые стёкла и двери кабин автомашин. Помимо этого, весь расчёт артустановки в ходе выполнения боевых задач по охране колонн, как правило, надевает бронежилеты и стальные шлемы. В самом фургоне вдоль боковых стен обычно сложены ящики с ЗИП (техническим имуществом, инструментами и запчастями), вещмешки и матрасы для отдыха (в ходе продолжительных поездок личному составу приходится жить и служить, чаще всего, в кузове машины). Там же, в фургоне, находится и запас боеприпасов. Экипаж такой машины составляет обычно четыре-пять человек (командир, водитель и два-три номера расчёта). Завершая изложение материала, можно сделать следующие выводы: 1. Использование средних армейских полноприводных грузовиков, вооружённых автоматическими пушками, для непосредственного охранения автоколонн подвоза материально-технических средств воинским частям и подразделениям, выполняющим боевые и специальные операции в районах вооружённых конфликтов, показало себя в достаточной мере эффективной мерой и полностью себя оправдало. Вместе с тем, имеется настоятельная необходимость монтажа ЗУ-23-2 на специально разработанных, неоднократно продемонстрированных на ежегодных выставках в Бронницах, забронированных автомобилях «Урал» Миасского автозавода. Это в значительной мере повысило бы живучесть этих подвижных огневых средств. 2. Столь массовое изготовление и применение такого рода «самодельных» подвижных огневых средств является вынужденной мерой, следствием нехватки колёсных БТР и специальных многоцелевых хорошо вооружённых бронеавтомобилей. 3. В связи со сложной военно-политической обстановкой в мире, большой вероятностью возникновения и эскалации разного рода вооружённых конфликтов и локальных войн в различных регионах, становится весьма актуальной проблема создания достаточного количества многоцелевых бронемашин, в том числе и для обеспечения безопасности проводки тыловых колонн на различные расстояния в условиях противодействия иррегулярных формирований или (и) подразделений сил специальных операций. Автор приносит извинения за то, что во многих случаях, преднамеренно не указал в изложенном материале условных наименований воинских частей и подразделений, боевая техника которых показана на фотографиях, а также за определённую неконкретность изложенного материала.. Это связано с тем, что боевые действия с бандгруппами, оставшимися в Чеченской Республике, продолжаются до сих пор, а это налагает соответствующие ограничения на полноту и подробность публикуемой информации. статья была опубликована в журнале "Танкомастер" №7 за 2003 год Комментарий авторов сайта Что касается вооружения и его размещения, на наш взгляд, вполне возможно было бы применение и других установок, кроме ЗУ-23. Таких например как ГШ-23Л (которую сейчас устанавливают на МТ-ЛБ), ЗПУ-2 и -4, а также ЗГУ-1. Вопрос в том, что в войсках этих установок нет или почти нет, а все выше написаное относится к войсковой самодеятельности - т.е. работам "местных" умельцев с тем вооружением, что можно обнаружить в частях. Отсюда и использование достаточно большого шасси (6х6) в качестве носителя - с одной стороны, как самого ходового и доступного (Урал-4320), с другой стороны, как подходящего под установку массовой ЗУ-23, требующей наличия достаточного места для использования. В заводских условиях вполне можно было бы добиться более компактного решения в рамках другой базы и при наличии достаточного количества перечисленных установок, например использовать шасси того же ГАЗ-66 и его более молодых "родственников" "Садко" или "Егерь" или 2-осных КамАЗов и "Уралов" под установку ЗГУ-1 или ЗПУ-2. Размещение ГШ-23Л или всего модуля, устанавливаемого с ней на МТ-ЛБ (пушка, пулемет и гранатомет) на шасси 3-осных КамАзов и "Уралов" позволило бы обеспечить лучшую/более рациональную бронезащиту расчета и иметь больший боезапас. Кроме того, сочетание разных видов оружия на одном шасси, позволяет лучше решать задачу по отражению нападений на сопровождаемые колонны. Здесь мы переходим к следующему аспекту - видам оружия, необходимым для решения задач, связанного с сопровождением колонн и их защитой. На наш взгляд, это могут быть пулеметы калибра 7.62-мм, 12.7-мм, автоматические пушки калибра 23-мм и АГСы в том или ином варианте. Если вспомнить недавнюю нашу историю, то напримере Афганистана можно увидеть, что именно такой путь, например, прошли вертолетчики на Ми-8 - сначала курсовой ПКТ и НУРСы, затем ПКМы в дверных проемах, потом кормовой ПКМ/ПКТ и наконец установка АГС-17. Абсолютная мирная машина постепенно превратилась в "успешного бойца", могущего не только постоять за себя, но и помочь другим. Что до тактики таких "огневых колесниц", то можно вспомнить тактику Ми-24, которые на задания летали, как правило, Ми-24В + Ми-24П (пулеметный вариант в сочетании с пушечным). В нашем случае, подходящим сочетанием были бы пулеметные (пушечные) установки + АГСы. Увеличении используемых видов оружия потребует изменить и тактику их использования и закрепить ее в боевых уставах как самостоятельный раздел и вид боя. Очевидно, что подразделения с таким вооружением, пора уже официально закреплять в штатной структуре комендантской, дорожной и тыловой служб и иметь их как единый слаженный механизм, а не очередную сборную "солянку", выскребленную по "сусекам" разных частей и подразделений на время проводки колонны. Вариантов может быть достаточно много, как по шасси, вооружению, так и по тактическим приемам и использованию. Было бы желание и возможность это развивать и применять. Мы уже в течение 25 (!) лет решаем эту задачу каждый день, а государство все еще относится к ней как чему-то чуждому, несерьезному, ненастоящему и отказывается признать очевидное. А когда начинается очередная локальная "заварушка" (а то и вовсе, всего лишь "контртерростическая операция"), русский солдат решает задачу как и четверть века назад, исходя из подручных средств и своей смекалки, расплачиваясь за все эксперименты или их отсутствие своей кровью. Только вот солдат этих с каждым годом все меньше и меньше, а конфликтов все больше и больше. Может начнем думать и решать проблему на государственном уровне (выдадим наконец госзаказ автозаводам и обеспечим его достаточным финансированием), пока оно, это самое государство, еще есть?... P.S. С заводской установкой ЗУ-23 на шасси БТР-Д (для ВДВ), дело наконец сдвинулось с мертвой точки, на последних учениях ВДВ в марте сего года, первые промышленные образцы уже воевали "в полный рост". Вопрос - "тачанкам" тоже придется столько же лет ждать или нужно опять журнал с крупными фотками и комментариями послать лично министру обороны и в генштаб, чтобы дело началось?
Категория: Спецтехника | Просмотров: 896 | Добавил: voodoo | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz